gototopgototop

Полезная информация

Интернет-приемная

Телефон доверия

Наша фотогалерея

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня274
mod_vvisit_counterВчера461
mod_vvisit_counterНа этой неделе2585
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе2251
mod_vvisit_counterВ этом месяце6578
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце9223
mod_vvisit_counterВсе дни1024767
Главная Сведения об образовательной организации Образование Методические разработки
gototopgototop
Лексическое значение слова

Русский язык. 1 класс. УМК «Школа России».

(Учебник «Русский язык» 4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.)

Тема урока: «Лексическое значение слова».                        

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о смыслоразличительной роли слов в русском языке, обогащать словарный запас обучающихся, узнавать слово по его лексическому значению для формирования фонетических и лексических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений осмыслоразличительной роли слов в русском языке, обогащать словарный запас обучающихся, узнавать слово по его лексическому значению; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению и актуализации изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся.

Воспитательные:  средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через групповую и фронтальную работу; воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе; формированию жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие:  соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «трудолюбие», «уважение окружающих», «взаимопонимание», «дисциплина», «справедливость»; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать  усвоенные приемы работы для решения орфографических и пунктуационных учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознавать необходимость самосовершенствования; выражать желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов учебного труда.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изученной темы; представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам,оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, следовать инструкциям; выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассником.

Предметные: учить умению правильно определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умения правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Основные понятия:лексикология, лексическое значение слова, словарная статья.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи:окружающий мир.

Основные образовательные ресурсы: мультимедийная система, презентация, учебник «Русский язык» 4 класс Канакина В.П.; тетрадь для самостоятельной работы;




Ход урока.

$1I.     Организация начала урока.

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Улыбнитесь друг другу! И мы начнем наш урок!

2.  Проверка готовности к уроку.

-  Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время,

И приступим к новой теме.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Каждый хочет получать

         Только лишь оценку «5»!

У:Для того, чтобы получить хорошую оценку нужно постараться!



II. Актуализация умений и знаний.

$11.  Минутка чистописания:

$1а)  У:Откройте тетради, запишите число, классная работа.

$1б)  У:Ребята отгадайте загадку? (определение буквы, которую будем прописывать).

Попугайчик, попугай,

Папу с мамой не пугай.

Не ищи жучка в крупе,

А найди нам букву...

О: «п»

У:Как вы думаете, какую букву мы будем прописывать?

О: Мы будем прописывать букву «п».

в) У: Правильно, Сегодня мы будем прописывать строчную букву «П».

$1III.     Физминутка:

У: Выполним разминку на месте (видео-разминка)

У: Сейчас мы с вами пропишем буквы. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки линии рабочей строки, возвращаемся до середины, закругляем вправо и ведём вниз, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.



$1в)  Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.

$12.  Самопроверка, проверка, анализ результатов деятельности обучающихся.

Словарная работа:

У: Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны их отгадать, а ответы записать. Потом, мы с вами проверим, как хорошо вы знаете словарные слова.

1.В поле сережки

На тоненьких ножках (овёс)

2. Какого слова не хватает: север, юг, запад и … (восток)

3. В поле росла,

Под жерновым была

Из печки на стол

Караваем пришла (пшеница)

4. Красная девица в зеркало глядится (заря)

5. Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок

Расколоться все не мог,

А потом под молоток.

Хрустнул раз – и треснул бок (орех)
У:Поставьте в словах ударение и подчеркните буквы написание которых нельзя проверить.


Самопроверка, проверка, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

$1III.     Открытие новой темы. Целеполагание.

$11.  Работа с учебником (с. 41)

У: Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

О: Слово в языке и речи

У: Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.

У: Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы.

О: Вежливый — учтивый

У: Найдите антонимы

О: Вежливый — грубый

У: Русский учёный В.И. Даль сказал:

«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

У: Как вы понимаете эти слова? Почему слово обладает этим даром?

У: О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

О: О слове и его лексическом значении

$12.     Работа над правилом.

У: Открываем учебники на странице 42. В конце страницы даны правила. Сначала прочитайте их про себя? Затем кто- то прочитает вслух.

У: Что значит определить лексическое значение слова?

О: Это означает узнать его значение, определение

У: Где можно определить лексическое значение слова?

О: В толковом словаре

У: Верно!

$1IV.            Открытие новых умений и знаний.

$11.     Работа с учебником. Упр. 58 (с. 42)

У: Рассмотрите рисунки. Объясните лексическое значение слов – названий предметов.

(При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)

У: Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл?

О: Мышь — животное. Мышь — прибор для управления курсором на компьютере.

У: В какие тематические группы можно объединить эти слова?

О: Обувь, животные, электротехника, небесные тела.

У: Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 60 (с. 43)

У: Прочитайте выразительно четверостишие. Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.

У: Составьте предложение с этим словом. Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.

У: Подберите к слову библиотека однокоренные слова.

О: Библиотекарь, библиотечный.

У: Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных»  на с. 44.

У: Выполните письменное задание к упражнению

$12.     Работа со словарём.

У: Посмотрите на упражнение 63. Нам нужно прочитать слова, заимствованные из других языков.

У: Назовите, какие языки есть в этом упражнении?

О: греческий, итальянский, голландский, французский, немецкий, латинский

У: Будем читать слова, которые заимствованы из других языков по цепочке начиная с первого рада. Обращайте внимание на ударение.

У: А теперь возьмем слова, заимствованные из французского языка и объясним их значение. Для этого в конце учебника на странице 158 есть словарь иностранных слов.

Шофёр — человек, управляющий транспортным средством (автомобиль, повозка, автобус и др.).

Шоссе — дорога с искусственным покрытием, чаще всего — твёрдым, обязательно с устройством на основе дорожного полотна поверх грунтового основания, и с канавами для стока воды по обочинам. Также шоссе называется дорога обычно на окраине города, ведущая из него.

Метр — единица измерениядлины и расстояния.

Багаж — груз упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира.

Биле́т — документ, удостоверяющий наличие некоего права у какого-либо определённого лица или у предъявителя билета.

У: Понравившееся слово с лексическим значением запишите в тетрадь.

Закрепление открытых умений, знаний.

Тестовая работа

$11.     Лексика изучает:

$11.     словосочетания и предложения

$12.     звуки речи

$13.     словарный состав языка

$14.     части речи

$12.     В толковых словарях разъясняется:

$11.     значение фразеологизмов

$12.     лексическое значение слов

$13.     правописание слов

$14.     образование слов

$13.     Слово, имеющее одно значение, называется:

$11.     сложным

$12.     однозначным

$13.     многозначным

$14.     простым

$14.     Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

$11.     гребень, варить, сахар

$12.     ключ, звезда, шляпка

$13.     сыр, речь, глагол

$14.     ромашка, хвост, каша

$15.     Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

$11.     часть руки

$12.     украшение из пучка нитей

$13.     пучок щетинок для нанесения краски

$14.     форма расположения плодов у растений

$16.     Запишите названия предметов.

$11.     Речная костистая рыба с колючими плавниками.

$12.     Щётка для мытья посуды.

Итог урока. Рефлексия.

У: Какая тема сегодняшнего урока?

У: Что вы сегодня узнали нового?

У: Какие задания мы выполняли?

У: Сейчас мы попробуем себя оценить. Если вам на уроке все удавалось, вы справились со всеми заданиями – то поднимите зеленый кружок, если вы не справились ни с одним заданием и вам совсем ничего не было понятно – поднимите красный цвет.

У: Кто поднял зеленый, дорога открыта к изучению новой темы.

У: Тем, кто поднял красный цвет нужно возвратиться к началу темы и выучить все правила.

У: Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!


gototopgototop

 untitled 1fe53 55325 3f3fb 2feab 9 10 5 11 1 6 22 8 576756757565765 7 2 3345436456546456 eeweqweqe