• На проезжей части переходите дорогу быстрым шагом.
• Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры: ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни.
• Никогда не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идти следует строго поперек дороги.
• Никогда не переходите дорогу на запрещающий сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.
• Переходите дорогу только на пешеходных переходах или на перекрестках, по линии тротуаров; если вы приучите ребенка переходить где придется, никто не будет в силах его переучить.
• Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси всегда выходите первыми (впереди ребенка). В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
• Привлекайте внимание ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью, которые вы заметили издали.
• Обращайте внимание ребенка на дорожные знаки и разметку. Одна прогулка – один знак. Предложите ему игру: кто насчитает больше знаков, разрешающих переход.
• Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно дорогу – это типичная ошибка и надо, чтобы дети ее не повторяли.
• Не разрешайте ребенку переходить, тем более, перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по обеим ее сторонам.
• Маленького ребенка нужно крепко держать за руку, быть готовым удержать его при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
• Разработайте вместе с ребенком самый безопасный маршрут от дома до детского сада.
• Купите детский вариант «Правил дорожного движения» и обсудите с ребенком наиболее важные из них.
• При покупке ребенку велосипеда или мопеда заранее проинструктируйте его о правилах поведения на дороге, подробно разъясните, каковы его обязанности как водителя, где, как и в каком возрасте он может двигаться по проезжей части. Не забывайте о вело- и мотошлеме, а также других средствах защиты, которые призваны смягчить удар при возможном столкновении или падении.
• Научите ребенка организовывать свое время так, чтобы не надо было никуда спешить. Именно тот, кто спешит, чаще рискует.
Учите ребенка смотреть!
У ребенка должен быть выработан твердый навык – прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
Учите ребенка замечать автомашины!
Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.
Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины!
Наблюдая за приближающимися машинами, ведите с ребенком счет времени, которое потребуется машине, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», наблюдая за машиной, ребенок научится правильно определять скорость и предвидеть движение машины.
Рекомендации родителям по формированию навыков
безопасного поведения детей на дороге
Надежное поведение на дорогах обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или « не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, - могут создать у него привычки. Для этого целесообразно создавать у детей четыре вида навыков.
Виды навыков Приемы формирования навыка
1. Навык наблюдения
Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». - Многократно показывать с тротуара предметы, скрывающие или только что скрывшие движущийся автомобиль.
· У ребенка, собирающегося переходить проезжую часть при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое внимание при переходе проезжей части?! Осторожно – могу не заметить опасность!»
· Пустынную улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт.
2. «Навык сопротивления» волнению и спешке
Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать, не оглядевшись по сторонам. - Тренировать ребенка личным примером родителей, неукоснительно выполняющих Правила дорожного движения.
· Учить не спешить и не волноваться при подходе к проезжей части.
· Учить говорить себе: «Не спеши, минута не поможет».
3. Навык «переключения на проезжую часть»
Тротуар отделен от проезжей части улицы узкой полосой бордюрного камня, являющейся границей между пешеходной зоной и проезжей частью. - Учить замечать границу между проезжей частью и тротуаром: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
4. Навык «переключения на самоконтроль»
Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу – действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно! - Учить на проезжей части следить за собой, участвовать в дорожном движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 секунд, которые требуются для перехода проезжей части.
Как тренировать навыки безопасного поведения на дороге
Необходимые навыки надо неустанно, ежедневно тренировать.
1. Разберите вместе с ребенком типичные опасные дорожные ситуации.
2. Объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся.
3. Закрепите знания рисунками.
4. Разыграйте ситуации на макете с игрушками.
5. Во время каждой прогулки с детьми, поездке с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их:
• наблюдать за улицей и транспортом;
• анализировать встречающиеся дорожные ситуации;
• видеть в них опасные элементы;
• безошибочно действовать в различных обстоятельствах.